Программа функциональное многоборье

:

Vnpanneuue o6pason;auus.aAMraHlrcrpatryu I
HsrreencKoro ropoAcKoro oKpyra
,,MynltqunanbHoe aBToHoMHoe o6pa:onareJrbHoe yqpex.4eHue
Aonomrurelruoro,o 6paloBaHr.rr cnoprt{ B H ar rrrKoJTa < Jln4ep> r.. Hrrrn a
' i I ' ,', :., (M-A.Olr AO Cru <1Jlu4ep>>,r; Hrrrna)

OAOBPEHA

ITPI4H-flTA

14

3aceAaHr4eM

[eAarofl,IqecKof o coBera
CffI (JIr{Aep) r. Hrrrna

MAOY IO
rlpororcor Np2y' or

{o

u o.rrH

/d

2,'}/ zozz

YTBEPXTAIO
B. B. flonos

.{uperrop

J& Pg

2023

ureJrbH afl odpasonareJrbHafl rr po rpaMMa crropru sno fi rr oAroroB Krr
rlo BrIAy crlopra <<{ynrcq,uo H aJr b Hoe vtr o ro60 p be)>

(P asp a6 oraHa Ha o cHoB anutr (D e4ep alrHoro craHAapra crroprr,rsuofi
:noAIroToBKI{ [IO'B
MnnncrOpcrBa cnopra P(D or 2I sos6;ps2022 r. J\b 1027)

Cporc pearrrt3 arlr4u np o rpaMMbr : 6 eccp o.trax

Paspa6or.rurc (u):
fycena f.A. - 3aMecrprreJrb AlrpeKropa
Esurvron K.B. - rpeHep-rpero.{aBareflb

I. O6urne roror(eHtlq

1'

XononnrareJlbHat o6pa:onareJlbHa.s [porpaMMa cuoprunHori rrorroroBK'
rlo BHAy ctlopra  (4anee llporparvrvra)
npeAHa3HaqeHa
An{ opraHn3arJ4kr o6pa:onarelrHoii Aef,TeJlbHocrrd no cnoprrasuofi noAroroBKe c yqeroM
coBoKyrlHocrl4 MpIHTTMaJIbHbIX rpe6oeaHufi rc clopraBHoft no4roToBKe,
olpeAeneHH'rx
Se4epanrHbrM craHAaproM crropraBHofi loAroroBKr4 rro Br4Ay a[opra 

peaJIH3aIII4I4 3TaIIoB crlopr'BHof noAroroBKi4 rr Bo3pacrHbre
rpaHarlbr Jrr{u,
npoxolflttll4x CIOpTHBHyIO TIOA|OTOBKy, KorHr{ecrBo Jrr4r-I, [poxoArnilrx

cloprr4BHyro
noAroroBKy B fpynrax Ha srallax cnoprr4BHoil no4r'oroBKr4 no Brlly
cropra
(QyHKrIt4

3ranrr cnoprznuofi
IOAfOTOBKA

OHaJr

bHoe

M

Ho

flpogonNkrreJrbHocrb
sraroB (e roaax)

be))

MaHiavralrHlrfi

HarorH.qeMocrb

BO3paCT

fpynn
(velonex)

Anf 3aqvaJreHr4r

B

rpynnbr (ner)

Sran na.raruiTofi

3

10

l2-ts

2-5

13

10

NOAfOTOBK14

Tpeurapoeoqulrft

eral (eran

cnoprueuoff
cner1HaJr14:auau)

Этап совершенствования Не ограничивается
спортивного мастерства
Этап высшего
спортивного мастерства Не ограничивается

15

6

16

1

4. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки

Тренировочный этап
(Этап спортивной
специализации)

До года

До трех
лет

Свыше
года

Свыше
трех лет

Этап
совершенств
ования
спортивного
мастерства

Этап
высшего
спортивного
мастерства

Для спортивной дисциплины «бокс»
Количество часов в
неделю

4,5-6

6-8

10-14

14-18

20-24

24-32

Общее количество
часов в год

234-312

312-416

520-728

728-936

1040-1248

1248-1664

5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
5.1. учебно-тренировочные занятия:
Основными формами организации учебно-тренировочного процесса являются:
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по
индивидуальным планам (для обучающихся с повышенными образовательными
потребностями
на
учебно-тренировочном
этапе
обучения),
медиковосстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в
соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская
и судейская практика занимающихся.
5.2. учебно-тренировочные мероприятия
№п/п

Виды учебнотренировочных
мероприятий

Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий
по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета
времени следования к месту проведения учебно-тренировочных
мероприятий и обратно)
Этап
начальной
подготовки

Тренировочный
этап (Этап
спортивной
специализации)

Этап
Этап высшего
совершенствования спортивного
спортивного
мастерства
мастерства

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.

Учебно-тренировочные
мероприятия по

-

-

21

21

1.2.

1.3.

1.4.

2.1.

2.2.
2.3.

2.4.

2.5.

подготовке к
международным
спортивным
соревнованиям
Учебно-тренировочные
14
18
мероприятия по
подготовке к
чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России
Учебно-тренировочные
14
18
мероприятия по
подготовке к другим
всероссийским
спортивным
соревнованиям
Учебно-тренировочные
14
14
мероприятия по
подготовке к
официальным
спортивным
соревнованиям субъекта
Российской Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебно-тренировочные
мероприятия по общей и
(или) специальной
физической подготовке
Восстановительные
мероприятия
Мероприятия для
комплексного
медицинского
обследования
Учебно-тренировочные
мероприятия в
каникулярный период
Просмотровые учебнотренировочные
мероприятия

21

18

14

-

14

-

-

До 10 суток

-

-

До 3 суток, но не более 2 раз в год

До 21 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочных
мероприятий в год
-

18

18

-

-

До 60 суток

5.3.Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
Виды
соревнований

Этап начальной
подготовки

Тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Этап
соверше
нствова
ния

Этап
высшего
спортив
ного

Свыше
года

До года

До трех
лет

Свыше
трех
лет

спортив мастерст
ного
ва
мастерст
ва

Для спортивной дисциплины «функциональное многоборье»
Контрольные

1

1

3

2

2

2

Отборочные

-

-

1

2

2

2

Основные

-

-

1

2

2

2

5.3.1.Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно
Единой всероссийской спортивной классификации и правила вида спорта
«функциональное многоборье»;
наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
5.3.2.Учреждение направляет обучающегося и лиц осуществляющих спортивную
подготовку, на спортивные соревнования на основании утвержденного плана
физкультурных и спортивных мероприятий, формируемого, в том числе, в
соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и
соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных
соревнованиях.
6.

Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки

№
п
/
п

Виды подготовки и иные
мероприятия

До года

Свыше
года

Этапы и годы подготовки
Учебнотренировочный
этап(этап
спортивной
специализации)
До
трех
лет

Свыше
трех
лет

Этап
совер
шенст
вовани
я
спорти
вного
мастер
ства

Этап
высшего
спортив
ного
мастерс
тва

Недельная нагрузка в часах
6

8

10

14

20

24

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в
часах
2

2

3

3

4

4

Наполняемость групп (человек)
12

10

6

1

4.

Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
Участие в спортивных
соревнованиях
Техническая подготовка

5.

Тактическая подготовка

3

4

5

14

21

17

6.

Теоретическая подготовка
Психологическая
подготовка
Контрольные
мероприятия
(тестирование и контроль)

3

4

5

7

10

34

3

4

10

14

21

34

3

4

5

8

52

50

9.

Инструкторская практика

-

-

20

29

52

67

10.

Судейская практика

-

-

20

30

21

83

3

4

7

21

50

31

4

8

20

50

312

416

728

1040

1664

1.
2.
3.

7.
8.

11.
12.

Медицинские, медикобиологические
мероприятия
Восстановительные
мероприятия

Общее количество часов в год

172

197

192

218

177

216

78

133

135

218

416

680

-

-

20

51

52

133

44

62

94

124

177

250

520

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым учебнотренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения необходимости
учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки,
ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20 %
от
общего
количества часов, предусмотренным учебно-тренировочным планом.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительно
образовательной
программы
спортивной
подготовки
устанавливается в часах, и не должна превышать:
На этапе начальной подготовки – двух часов;
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех
часов;
На этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов;
На этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного занятия в один день суммарная продолжительность
занятий не должна превышать восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические
,
практические,
восстановительные,
медико-биологические
мероприятия,
инструкторская и судейская практика.

7. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.

1.2.

1.3.
2.
2.1.

Направление работы

Мероприятия

Профориентационная деятельность
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое
изучение и применение правил вида
спорта и терминологии, принятой в
виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи
и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
- приобретение навыков
самостоятельного судейства
спортивных соревнований;
- формирование уважительного
отношения к решениям спортивных
судей;
-…
Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия, в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии
с поставленной задачей;
- формирование навыков
наставничества;
- формирование сознательного
отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе;
-…
…
…
Здоровьесбережение
Организация и проведение
Дни здоровья и спорта, в рамках
мероприятий, направленных
которых предусмотрено:
на формирование здорового
- формирование знаний и умений
образа жизни
в проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению

Сроки
проведения
В течение
года

В течение
года

…
В течение
года

мероприятий, ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций
по формированию здорового образа
жизни средствами различных видов
спорта;
-…
2.2.

2.3
3.
3.1.

3.2.

Режим питания и отдыха

Практическая деятельность и
восстановительные процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного
режима дня с учетом спортивного
режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных
мероприятий после тренировки,
оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка
физических кондиций, знание способов
закаливания и укрепления иммунитета);
-…
…
…
Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая подготовка
Беседы, встречи, диспуты, другие
(воспитание патриотизма,
мероприятия с приглашением именитых
чувства ответственности
спортсменов, тренеров и ветеранов
перед Родиной, гордости за
спорта с обучающимися и иные
свой край, свою Родину,
мероприятия, определяемые
уважение государственных
организацией, реализующей
символов (герб, флаг, гимн),
дополнительную образовательную
готовность к служению
программу спортивной подготовки
Отечеству, его защите на
примере роли, традиций и
развития вида спорта в
современном обществе,
легендарных спортсменов в
Российской Федерации, в
регионе, культура поведения
болельщиков и спортсменов
на соревнованиях)
Практическая подготовка
Участие в:
(участие в физкультурных
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных
мероприятиях
и
соревнованиях, в том числе в парадах,
спортивных соревнованиях
церемониях открытия (закрытия),
и иных мероприятиях)
награждения на указанных
мероприятиях;
- тематических физкультурноспортивных праздниках, организуемых
в том числе организацией, реализующей
дополнительные образовательные

В течение
года

…
В течение
года

В течение
года

3.3.
4.
4.1.

4.2.
5.

программы спортивной подготовки;
-…
…
…
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка
Семинары, мастер-классы,
(формирование умений и
показательные выступления для
навыков, способствующих
обучающихся, направленные на:
достижению спортивных
- формирование умений и навыков,
результатов)
способствующих достижению
спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и
их мотивации к формированию
культуры спортивного поведения,
воспитания толерантности и
взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
-…
…
…
…
Другое направление
работы, определяемое
организацией,
реализующей
дополнительные
образовательные
программы спортивной
подготовки

…
В течение
года

…
…

8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу
с ним
Этап спортивной
подготовки

Содержание мероприятия и его
форма
Образовательный антидопинговый
онлайн курс для детей

Этап начальной
подготовки
Веселые старты «Честная игра»

Учебнотренировочный

Образовательный антидопинговый
онлайн курс для спортсменов
Веселые старты «Честная игра»

Сроки проведения

Рекомендации по
проведению
мероприятий

Январь-март

…

Апрель
Январь-март

…

Апрель-июнь

этап (этап
спортивной
специализации)

Родительское собрание «Роль
родителей в процессе
формирования антидопинговой
культуры

Август-сентябрь

Этапы

Образовательный антидопинговый

октябрь

…

совершенствова
ния спортивного
мастерства и

онлайн курс для спортсменов

высшего
спортивного
мастерства

9. Планы инструкторской и судейской практики
Этап спортивной
подготовки

Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный

этап (этап
спортивной
специализации)

Этапы
совершенствова
ния спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства

Содержание мероприятия и его
форма

Сроки проведения

Рекомендации по
проведению
мероприятий

практическое и теоретическое
изучение и применение правил
вида спорта и терминологии,
принятой в виде спорта

Январь-март

…

- формирование уважительного
отношения к решениям
спортивных судей;
приобретение навыков судейства и
проведения спортивных
соревнований в качестве
помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря
спортивных
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в
соответствии с поставленной
задачей;
- формирование навыков
наставничества;
- формирование сознательного
отношения к учебнотренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе;

Апрель

Январь-март

…

Апрель- май

Март-октябрь

…

10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств
Этап спортивной
подготовки

Содержание мероприятия и его
форма

Сроки проведения

Рекомендации по
проведению
мероприятий

Этап начальной
подготовки

формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и
спорта, спортивных фестивалей
(написание положений,
требований, регламентов к

Январь-март

…

организации и проведению
мероприятий, ведение
протоколов);

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Этапы
совершенствова
ния спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства

подготовка пропагандистских
акций по формированию
здорового образа жизни
средствами различных видов
спорта

Апрель

формирование навыков
правильного режима дня с
учетом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса,
периодов сна, отдыха,
восстановительных
мероприятий после
тренировки, оптимальное
питание, профилактика
переутомления и травм,
поддержка физических
кондиций, знание способов
закаливания и укрепления
иммунитета);

Январь-май

…

Март-октябрь

…

формирование навыков
правильного режима дня с
учетом спортивного режима

III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «функциональное многоборье»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
11.2 . На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «функциональное
многоборье» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных
занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«функциональное многоборье»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и
третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения
не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации,
начиная с четвертого года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «функциональное
многоборье»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных
соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,

технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких
правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«мастер спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для
присвоения спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не
реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской
Федерации
и
(или)
спортивной
сборной
команды
Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных
комплексов
контрольных
упражнений,
перечня
тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками
(далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
квалификации.
13. Контрольные
и
контрольно-переводные
нормативы
(испытания)
по видам спортивной подготовки:
13.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«функциональное многоборье»
№п/п упражнения

1.
2.
3.
4.

Единица
измерения

Норматив до года Норматив
свыше
обучения
года обучения
мальчики девочки мальчики девочки
Бег 30 м
с
не более
не более
6,2
6,4
6,0
6,2
Бег 1000 м
мин., с
не более
не более
6.10
6.30
5.50
6.20
Челночный
бег с
не более
не более
3х10,0 м
9,6
9,9
9,3
9,5
Сгибание
и количество
не менее
не менее
разгибание рук в раз
10
5
13
7
упоре лежа на

5.

6.

полу
Наклон вперед из см
положения стоя
на
гимнастической
скамье (от уровня
скамьи)
Прыжок в длину с см
места
толчком
двумя ногами

не менее
+2

не менее
+3

не менее
130
120

+4

+5

не менее
140
130

13.2.Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта
«функциональное многоборье»
№п/п упражнения
Единица
Норматив свыше года
измерения обучения
мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
Бег 60 м
с
не более
9,2
10,4
1.2.
Бег 2000 м
мин., с
не более
9.40
11.40
1.3.
Челночный бег 3х10,0 м
с
не более
7,8
8,8
1.4.
Прыжок в длину с места толчком двумя см
не менее
ногами
190
160
1.5.
Поднимание туловища из положения количество
не менее
лежа на спине (за 1 мин)
раз
39
34
1.6.
Подтягивание из виса на высокой количество не менее
перекладине
раз
8
2
2.Нормативы специальной физической подготовки
2.1.
Гребля на гребном тренажере 500 м
мин., с
не более
2.30
2.50
2.2.
Запрыгивание на тумбу высотой 50 см количество
не более
(за 1 мин.)
раз
15
12
2.3.
Подъем по канату 3 м (за 2 мин)
количество
не менее
раз
4
2
3.Уровень спортивной квалификации
3.1.
Период обучения на этапе спортивной Спортивные разряды – «третий
подготовки (до трех лет)
юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный
разряд»,
«первый
юношеский
спортивный разряд»

3.2.

Период обучения на этапе спортивной Спортивные разряды – «третий
подготовки (свыше трех лет)
спортивный разряд», «второй
спортивный разряд», «первый
спортивный разряд»

13.3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта
«функциональное многоборье»
№п/п Упражнения
Единица
Норматив
измерения юноши
Девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
Бег 60 м
с
не более
8,2
9,6
1.2.
Бег 2000 м
мин., с
не более
8.10
10,00
1.3.
Челночный бег 3х10,0 м
с
не более
7,2
8,0
1.4.
Сгибание и разгибание количество
не менее
рук в упоре лежа на полу раз
45
35
1.5.
Прыжок в длину с места см
не менее
толчком двумя ногами
215
180
1.6.
Поднимание туловища из количество
не менее
положения лежа на спине раз
49
43
(за 1 мин.)
1.7.
Подтягивание из виса на количество
не менее
высокой перекладине
раз
12
8
2.Нормативы специальной физической подготовки
2.1
Толчок штанги
кг
не менее
80
55
2.2. Гребля
на
гребном мин., с
не более
тренажере 1000 м
4.15
4.45
2.3. Двойные прыжки через количество
не менее
скакалку (за 2 мин)
раз
100
100
2.4. Подъем по канату 4,5 м (за количество
не менее
2 мин)
раз
4
3
2.5. Броски мяча 9 кг в цель (за количество
не менее
1 мин)
раз
25
2.6. Броски мяча 6 кг в цель (за количество
не менее
1 мин)
раз
18
3.Уровень спортивной квалификации
3.1.
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»

13.4.Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта «функциональное
многоборье»
№п/п Упражнения
Единица
Норматив
измерения юноши
Девочки/девушки
Для спортивной дисциплины «функциональное многоборье»
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
Бег 100 м
с
не более
13,4
15,4
1.2.
Бег 2000 м
мин., с
не более
9.50
1.3.
Бег 3000 м
мин., с
не более
12.40
1.4.
Челночный бег 3х10,0 м
с
не более
6,9
7,9
1.5.
Сгибание и разгибание количество
не менее
рук в упоре лежа на полу раз
50
40
1.6.
Прыжок в длину с места см
не менее
толчком двумя ногами
230
200
1.7.
Поднимание туловища из количество
не менее
положения лежа на спине раз
50
44
(за 1 мин.)
1.8.
Подтягивание из виса на количество
не менее
высокой перекладине
раз
14
10
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.
Толчок штанги
кг
не менее
80
55
2.2.
Гребля
на
гребном мин., с
не более
тренажере 1000 м
4.00
4.30
2.3.
Двойные прыжки через количество
не менее
скакалку (за 2 мин)
раз
150
150
2.4.
Ходьба
на
руках м
не менее
(непрерывно)
7,5
5
2.5.
Выходы
на
кольцах количество
не менее
киппингом
раз
5
3
3.Уровень спортивной квалификации
3.1.
Спортивный разряд «мастер спорта России»

IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки. Спортивная подготовка по виду спорта
«функциональное многоборье» осуществляется на следующих этапах спортивной
подготовки:
1) этап начальной подготовки;
2) тренировочный этап (этап спортивной специализации);
3) этап совершенствования спортивного мастерства;
4) этап высшего спортивного мастерства.
Результаты прохождения спортивной подготовки применительно к этапам
спортивной подготовки должны соответствовать целям, поставленным
дополнительной образовательной программой спортивной подготовки. Требования
к результатам прохождения спортивной подготовки направлены:
1) на этапе начальной подготовки на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и
спортом;
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в
том числе о виде спорта «функциональное многоборье»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта
«функциональное многоборье»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья.
2) на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта
«функциональное многоборье»;
- формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической
подготовленности,
соответствующей
виду
спорта
«функциональное многоборье»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- укрепление здоровья.
3) на этапе совершенствования спортивного мастерства на:
- повышение уровня общей и специальной физической, теоретической,
технической, тактической и психологической подготовленности;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности;
- сохранение здоровья.
4) на этапе высшего спортивного мастерства на:

- повышение уровня общей и специальной физической, теоретической,
технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей
виду спорта «функциональное многоборье»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в
условиях соревновательной деятельности;
- сохранение здоровья.
15.Учебно-тематический план
Этап
спортивной
подготовки

Темы по теоретической
подготовке

Объем
времени в
год
(минут)

Всего на этапе начальной
подготовки до одного года
обучения/ свыше одного года
обучения:

≈ 120/180

Сроки
проведени
я

История возникновения вида
спорта и его развитие

≈ 13/20

сентябрь

Физическая культура –
важное средство физического
развития и укрепления
здоровья человека

≈ 13/20

октябрь

Гигиенические основы
физической культуры и
спорта, гигиена обучающихся
при занятиях физической
культурой и спортом

≈ 13/20

ноябрь

Закаливание организма

≈ 13/20

декабрь

Самоконтроль в процессе
занятий физической культуры
и спортом

≈ 13/20

январь

Этап
начальной
подготовки

Краткое содержание

Зарождение и развитие вида
спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы
и
призеры
Олимпийских игр.
Понятие
о
физической
культуре и спорте. Формы
физической
культуры.
Физическая
культура
как
средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли,
нравственных
качеств
и
жизненно важных умений и
навыков.
Понятие
о
гигиене
и
санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к
одежде и обуви. Соблюдение
гигиены
на
спортивных
объектах.
Знания и основные правила
закаливания.
Закаливание
воздухом, водой, солнцем.
Закаливание
на
занятиях
физической
культуры
и
спортом.
Ознакомление с понятием о
самоконтроле при занятиях
физической
культурой
и
спортом.
Дневник
самоконтроля. Его формы и

Теоретические основы
обучения базовым элементам
техники и тактики вида
спорта

Теоретические основы
судейства. Правила вида спорта

≈ 14/20

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 14/20

Оборудование и спортивный
инвентарь по виду спорта

≈ 14/20

…
Всего на учебнотренировочном этапе до трех
лет обучения/ свыше трех лет
обучения:

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

≈ 13/20

…

май

июнь

август

ноябрьмай
…

содержание.
Понятие
о
травматизме.
Понятие о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания по
технике их выполнения.
Понятийность. Классификация
спортивных
соревнований.
Команды (жесты) спортивных
судей.
Положение
о
спортивном
соревновании.
Организационная работа по
подготовке
спортивных
соревнований.
Состав
и
обязанности
спортивных
судейских бригад. Обязанности
и права участников спортивных
соревнований. Система зачета в
спортивных соревнованиях по
виду спорта.
Расписание учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Правила
эксплуатации
и
безопасного
использования
оборудования и спортивного
инвентаря.
…

≈ 600/960

Роль и место физической
культуры в формировании
личностных качеств

≈ 70/107

сентябрь

История возникновения
олимпийского движения

≈ 70/107

октябрь

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 70/107

ноябрь

Физическая культура и спорт
как социальные феномены.
Спорт – явление культурной
жизни. Роль физической
культуры в формировании
личностных качеств человека.
Воспитание волевых качеств,
уверенности в собственных
силах.
Зарождение
олимпийского
движения.
Возрождение
олимпийской
идеи.
Международный
Олимпийский
комитет
(МОК).
Расписание
учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к

спортивным

Этап
совершенство
вания
спортивного
мастерства

Физиологические основы
физической культуры

≈ 70/107

декабрь

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося

≈ 70/107

январь

Теоретические основы
технико-тактической
подготовки. Основы техники
вида спорта

≈ 70/107

май

Психологическая подготовка

≈ 60/106

сентябрьапрель

Оборудование, спортивный
инвентарь и экипировка по
виду спорта

≈ 60/106

декабрьмай

Правила вида спорта

≈ 60/106

декабрьмай

Всего на этапе
совершенствования
спортивного мастерства:

≈ 1200

Олимпийское движение. Роль
и место физической культуры
в обществе. Состояние
современного спорта

≈ 200

сентябрь

соревнованиям.

Рациональное,
сбалансированное питание.
Спортивная
физиология.
Классификация
различных
видов мышечной деятельности.
Физиологическая
характеристика
состояний
организма при спортивной
деятельности.
Физиологические механизмы
развития
двигательных
навыков.
Структура и содержание
Дневника обучающегося.
Классификация и типы
спортивных соревнований.
Понятийность.
Спортивная
техника
и
тактика.
Двигательные представления.
Методика обучения. Метод
использования слова. Значение
рациональной
техники
в
достижении
высокого
спортивного результата.
Характеристика
психологической подготовки.
Общая
психологическая
подготовка. Базовые волевые
качества личности. Системные
волевые качества личности
Классификация
спортивного
инвентаря и экипировки для
вида спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и хранение.
Подготовка
инвентаря
и
экипировки к спортивным
соревнованиям.
Деление
участников
по
возрасту и полу. Права и
обязанности
участников
спортивных
соревнований.
Правила
поведения
при
участии
в
спортивных
соревнованиях.

Олимпизм как метафизика
спорта.
Социокультурные
процессы
в
современной
России. Влияние олимпизма на
развитие
международных

Профилактика травматизма.
Перетренированность/
недотренированность

≈ 200

октябрь

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося

≈ 200

ноябрь

Психологическая подготовка

≈ 200

декабрь

Подготовка обучающегося
как многокомпонентный
процесс

≈ 200

январь

Спортивные соревнования
как функциональное и
структурное ядро спорта

≈ 200

февральмай

Восстановительные средства
и мероприятия

в переходный период
спортивной подготовки

спортивных связей и системы
спортивных соревнований, в
том числе, по виду спорта.
Понятие
травматизма.
Синдром
«перетренированности».
Принципы
спортивной
подготовки.
Индивидуальный
план
спортивной
подготовки.
Ведение
Дневника
обучающегося. Классификация
и
типы
спортивных
соревнований.
Понятия
анализа, самоанализа учебнотренировочной
и
соревновательной
деятельности.
Характеристика
психологической подготовки.
Общая
психологическая
подготовка. Базовые волевые
качества личности. Системные
волевые качества личности.
Классификация
средств
и
методов
психологической
подготовки обучающихся.
Современные
тенденции
совершенствования
системы
спортивной
тренировки.
Спортивные результаты
–
специфический
и
интегральный
продукт
соревновательной
деятельности.
Система
спортивных
соревнований.
Система
спортивной
тренировки.
Основные
направления
спортивной
тренировки.
Основные
функции
и
особенности
спортивных
соревнований.
Общая
структура
спортивных
соревнований.
Судейство
спортивных
соревнований.
Спортивные
результаты.
Классификация
спортивных
достижений.
Педагогические
средства
восстановления: рациональное
построение
учебнотренировочных
занятий;

рациональное
чередование
тренировочных
нагрузок
различной
направленности;
организация активного отдыха.
Психологические
средства
восстановления:
аутогенная
тренировка;
психорегулирующие
воздействия;
дыхательная
гимнастика.
Медикобиологические
средства
восстановления:
питание;
гигиенические
и
физиотерапевтические
процедуры;
баня;
массаж;
витамины.
Особенности
применения
восстановительных средств.
Всего на этапе высшего
спортивного мастерства:

Этап
высшего
спортивного
мастерства

≈ 600

Физическое, патриотическое,
нравственное, правовое и
эстетическое воспитание в
спорте. Их роль и содержание в
спортивной деятельности

≈ 120

сентябрь

Социальные функции спорта

≈ 120

октябрь

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося

≈ 120

ноябрь

Подготовка обучающегося
как многокомпонентный
процесс

≈ 120

декабрь

Задачи, содержание и пути
патриотического,
нравственного, правового и
эстетического воспитания на
занятиях в сфере физической
культуры
и
спорта.
Патриотическое
и
нравственное
воспитание.
Правовое
воспитание.
Эстетическое воспитание.
Специфические
социальные
функции спорта (эталонная и
эвристическая).
Общие
социальные функции спорта
(воспитательная,
оздоровительная, эстетическая
функции).
Функция
социальной
интеграции
и
социализации личности.
Индивидуальный
план
спортивной
подготовки.
Ведение
Дневника
обучающегося. Классификация
и
типы
спортивных
соревнований.
Понятия
анализа, самоанализа учебнотренировочной
и
соревновательной
деятельности.
Современные
тенденции
совершенствования
системы
спортивной
тренировки.
Спортивные результаты
–

Спортивные соревнования
как функциональное и
структурное ядро спорта

≈ 120

май

Восстановительные средства
и мероприятия

в переходный период
спортивной подготовки

…

…

специфический
и
интегральный
продукт
соревновательной
деятельности.
Система
спортивных
соревнований.
Система
спортивной
тренировки.
Основные
направления
спортивной
тренировки.
Основные
функции
и
особенности
спортивных
соревнований.
Общая
структура
спортивных
соревнований.
Судейство
спортивных
соревнований.
Спортивные
результаты.
Классификация
спортивных
достижений.
Сравнительная
характеристика
некоторых
видов спорта, различающихся
по
результатам
соревновательной
деятельности
Педагогические
средства
восстановления: рациональное
построение
учебнотренировочных
занятий;
рациональное
чередование
тренировочных
нагрузок
различной
направленности;
организация активного отдыха.
Психологические
средства
восстановления:
аутогенная
тренировка;
психорегулирующие
воздействия;
дыхательная
гимнастика.
Медикобиологические
средства
восстановления:
питание;
гигиенические
и
физиотерапевтические
процедуры;
баня;
массаж;
витамины.
Особенности
применения
различных
восстановительных
средств.
Организация
восстановительных
мероприятий
в
условиях
учебно-тренировочных
мероприятий
…

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида спорта «функциональное многоборье» основаны на
особенностях вида спорта «функциональное многоборье» и его спортивных
дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ проводится с
учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта
«функциональное многоборье», по которым осуществляется спортивная подготовка.
В случае, если на одном из этапов спортивной подготовки (за
исключением спортивно-оздоровительного этапа), результаты прохождения
спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным
дополнительной
образовательной
программой
спортивной
подготовки,
обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки. По заявлению
обучающегося
или одного из
родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося возможен перевод такого обучающегося на
соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области
физической культуры и спорта (при ее реализации).
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный
год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки. Возраст
обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта
«функциональное многоборье» и участия в официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта «функциональное многоборье» не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «функциональное многоборье».
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17.1. Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров,
заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации, существенным условием которых является право пользования
соответствующей материально-технической базой и (или) объектом
инфраструктуры):

Наличие тренировочного спортивного зала;
Наличие тренажерного зала;
Наличие раздевалок, душевых;
Наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с
приказом Минздрава России от 23.10.2020 №1144н «Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической
культурой и спортом (в том числе при проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий)» включая порядок медицинского осмотра лиц,
желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой
и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и
обороне» ГТО» и форм медицинских заключений о допуске к участию
физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом
России 03.12.2020, регистрационный №61238);
17.2. Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки
N
Наименование
п/п
1 Бокс плиметрический мягкий (различной высоты)
Гантели
2 переменной массы (до 20 кг)
3 Гири спортивные (6,8,16,24,32 кг)
4 Гребной тренажер

Единица
измерения
комплект

Количество
изделий
2

комплект
комплект
штук

1
1
1
на помост
1
на помост
1
на помост
1
1

5

Гриф штанги (детский) (5 кг, 10 кг)

штук

6

Гриф штанги «олимпийский» для женщин 15 кг

штук

79
8

штук
комплект

19
10
11

Гриф штанги «олимпийский» 20 кг
Диски для штанги (2,5, 5, 10, 15, 20, 25 кг)
Дорожка беговая (механическая или
электромеханическая)
Канат высотой 4 м
Кольцо гимнастическое

12
13
14
15
16
17
18
19

Магнезия
Магнезница
Мяч набивной (медицинбол) (от 3 до 13 кг)
Помост тяжелоатлетический ьренировочный
Скакалка гимнастическая
Стеллаж для хранения гантелей
Стеллаж для хранения дисков и грифов
Стойки для приседания со штангой

кг
штук
комплект
штук
штук
штук
штук
штук

штук
штук
штук

1
1
2
на
обучающегося
0,2
2
1
3
12
1
1
на помост

20
21

Тренажер для развития мышц живота
Турник

1
4
4

штук
штук

17.3. Обеспечение спортивной экипировкой
№п/п

Наименование спортивной экипировки

Единица
измерения

Количество
изделий

Для спортивной дисциплины «функциональное многоборье»
Пояс тяжелоатлетический
штук
12

1.

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Наименование
Единица
Количеств
Этапы спортивной подготовки
спортивной
измерени
о изделий
экипировки
я
Этап
УчебноЭтап
начальной тренирово совершенс
подготовк чный этап
твования
и
(этап
спортивно
спортивно
го
й
мастерств
специализ
а
ации)

№
п
/
п

Кол
-во

1

2

Пояс
тяжелоатлетичес
кий
Кроссовки
тренировочные
(высокопрочные)

штук

на
обучающ
егося

пар

на
обучающ
егося

-

-

Сро
к
эксп
луат
аци
и
(лет
)

-

Кол
-во

Сро
к
эксп
луат
аци
и
(лет
)

1

1

Этап
спортивно
го
мастерств
а

Кол
-во

Сро
к
эксп
луат
аци
и
(лет
)

Кол
-во

Сро
к
эксп
луат
аци
и
(лет
)

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

-

6.4. Кадровые условия реализации Программы:
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку
соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом
«Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020
№952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный №
62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом
Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России
25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом
«Специалист по инструкторской и методической работе в области физической
культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 24.04.2022 №
237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей

работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 №916н (зарегистрирован Минюстом
России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается
привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом
специфики вида спорта «функциональное многоборье», а также на всех этапах
спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их
одновременной работы с обучающимися).

6.5. Информационно-методические
условия
реализации
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программы

Интернет-ресурсы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации №127 от 30.04.2021 «О
внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» http://www.consultant.ru
2.
Единая всероссийская спортивная классификация [Электронный ресурс]
– URL: http: // minsport.gov.ru
3.
Всемирное антидопинговое агентство [Электронный ресурс] –
URL:
http: //wada-ama.org
4.
Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] –
URL: http: // minsport.gov.ru
5.
Международный олимпийский комитет [Электронный ресурс] – URL:
http: //olympic.ru
6.
Министерство физической культуры и спорта Пермского края
[Электронный ресурс] - URL: http://sport.permkrai.ru
7. Научно-теоретический журнала «Теория и практика физической
культуры [Электронный ресурс]- URL: http://lib. sportedu.ru/press/
8. Олимпийский комитет России [Электронный ресурс] –
URL: http: //
olympic.ru
9. Приказ Минспорта России «Об утверждении федерального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта «функциональное многоборье» от 21 ноября
2022 г. № 1027 [Электронный ресурс].
10. Приказ Минспорта Российской Федерации от 21.12.2022 года №1327 «Об
утверждении примерной дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки по виду спорта «функциональное многоборье»
11.
Русада - антидопинговое агентство [Электронный ресурс] –
URL:
https://course.rusada.ru/

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».