Yup auenue o 6pa: on au vs, a1Mprnvrcrp arluIa HrrrseHcxoro ropoAcKoro oxpyra MlrruqunarbHoe aBToHoMHoe o6pa-:onareJrbHoe yqpexAeHue AorroJrHr{TeJrr,Hofo o6pasonaHr4fl crroprr{BHafl rrrroJrar. Hrrrna (MAOY AO CIJI r.Hsnna) rrPr4H_flTA 14 OAOBPEHA 3aceAaHI,IeM [e,4aforl,IqecKof o coBera MAOY AO Cil r.Hursa flpororcor Ns Qy' or PtrAZ 2023 YTBEPXAAIO flupenro I, d& p"/ 2023 ,{ouo.unrareJrbHafl o6pasonareJrbHafl rrporpaMMa crroprrrBHofi rroAroroBKH IIO BI{Ay CrrOpTa (KrroKyrrrtrH>> r ana Ha o cHoB aHr4vr (D e4epanbHoro craHAapra crropruBHofi noAfoToBKra IIo nzAY crropTa ((KLToKyrutrH), yTBepxAeHHofo rrpr4Ka3oM MrzHracrepcrBa crropra P(D or 02 4erca6ps2022 r. Ne II22) (P a:p a6o Cpor peanr43arlun rporpaMMbr : Seccpouna.r Pa:pa6orvurx (u): fycena f.A. - 3aMecrr4rerrb lr4peKropa llonos B.B. - rpeHep-ilperoAaBareJrb Komqon B.IO. - rpeHep-nperroAaBareJrb Baxu4on A.IX. - rpeHep-rperroAaBareJrb I. Общие положения 1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «киокушин» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «киокушин», утвержденным приказом Минспорта России от 02 декабря 2022 г. № 1122 (далее – ФССП). 2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки. Общая цель воплощается в решении задач, конкретизируемых с учетом временного масштаба, индивидуальных возможностей обучающегося и основных направлений (компонентов) подготовки. Конкретизация целей и основных задач подготовки находит выражение в объективно измеряемых количественных показателях: спортивных результатах, контрольных нормативах, тестовых показателях, параметрах тренировочной и соревновательной деятельности. Итоговые и этапные задачи подготовки приобретают целостное количественное оформление в прогностических моделях, характеризующих уровень подготовленности спортсмена. При формировании личностных целевых установок в процессе многолетней подготовки не следует забывать, что достижение высших спортивных результатов не должно вступать в противоречие с задачами воспитания спортсмена как социально полноценной личности. Построение системы спортивной подготовки как целостного процесса, объединяющего в себе различные компоненты, предполагает последовательную реализацию определенных принципов и закономерностей. II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «киокушин» 3.Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «киокушин» Минимальный Наполняемость Этапы спортивной Продолжительность возраст групп подготовки этапов (в годах) для зачисления в (человек) группы (лет) Для спортивной дисциплина «ката» Этап начальной 3 7 12-21 подготовки Тренировочный этап (этап 4-5 10 12 спортивной специализации) Этап совершенствования Не ограничивается 14 3 спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства Не ограничивается 16 Для спортивной дисциплины «весовая категория» Этап начальной 2-3 10 подготовки Тренировочный этап (этап 2-5 12 спортивной специализации) Этап совершенствования Не ограничивается 14 спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства Не ограничивается 16 2 12-21 10 3 2 4. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Тренировочный этап (Этап спортивной специализации) До года До трех лет Свыше года Свыше трех лет Этап совершенств ования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства Для спортивной дисциплины «киокушин» Количество часов в неделю 4,5-6 6-8 8-14 12-18 16-24 20-32 Общее количество часов в год 234-312 312-416 416-728 624-936 832-1248 1040-1664 5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки: 5.1. учебно-тренировочные занятия: Основными формами организации учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (для обучающихся с повышенными образовательными потребностями на учебно-тренировочном этапе обучения), медиковосстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика занимающихся. 5.2. учебно-тренировочные мероприятия №п/п Виды учебнотренировочных мероприятий Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий и обратно) Этап начальной подготовки Тренировочный этап (Этап спортивной специализации) Этап Этап высшего совершенствования спортивного спортивного мастерства мастерства 1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Учебно-тренировочные 21 мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям Учебно-тренировочные 14 18 мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России Учебно-тренировочные 14 18 мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям Учебно-тренировочные 14 14 мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации 2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия 21 Учебно-тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке Восстановительные мероприятия Мероприятия для комплексного медицинского обследования Учебно-тренировочные мероприятия в каникулярный период Просмотровые учебнотренировочные мероприятия 18 21 18 14 - 14 - - До 10 суток - - До 3 суток, но не более 2 раз в год До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год - 18 - До 60 суток - 5.3.Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки Виды соревнований Этап начальной подготовки До года Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Свыше года До трех лет Свыше трех лет Этап соверше нствова ния спортив ного мастерст ва Этап высшего спортив ного мастерст ва Для спортивной дисциплины «ката» Контрольные 1 1 1 1 1 1 Отборочные - - - 1 1 1 Основные - 1 1 1 1 1 Для спортивной дисциплины «весовая категория» Контрольные - 1 1 1 1 1 Отборочные - - - 1 1 1 Основные - - 1 1 1 1 5.3.1.Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся: соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правила вида спорта «киокушин»; наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях; соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями. 5.3.2.Учреждение направляет обучающегося и лиц осуществляющих спортивную подготовку, на спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий, формируемого, в том числе, в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях. 6. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Этап начальной подготовки № п / п Свыше года До года Виды подготовки и иные мероприятия Этапы и годы подготовки Учебнотренировочный этап(этап спортивной специализации) До трех лет Свыше трех лет Этап совер шенст вовани я спорти вного мастер ства Этап высшего спортив ного мастерс тва Недельная нагрузка в часах 6 8 9 12 16 20 Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах 2 2 3 3 4 4 6 1 Наполняемость групп (человек) 21 12 Для спортивной дисциплины «ката» 4. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка 5. 6. 1. 2. 3. 7. 8. 94 113 57 63 100 156 72 96 131 175 200 208 - - 24 44 80 91 131 175 197 262 350 437 Тактическая подготовка 3 4 10 19 16 21 Теоретическая подготовка 3 4 10 12 16 21 3 4 10 12 24 21 3 4 5 7 8 21 Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) 9. Инструкторская практика - 4 4 6 8 10 10. Судейская практика - 4 5 7 8 12 3 4 10 11 8 21 - 4 5 6 14 21 312 416 468 624 832 1040 11. 12. Медицинские, медикобиологические мероприятия Восстановительные мероприятия Общее количество часов в год Для спортивной дисциплины «весовая категория» 4. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях Техническая подготовка 5. Тактическая подготовка 1. 2. 3. 156 192 174 200 183 188 82 100 94 131 175 292 - 4 24 44 59 84 57 92 130 150 208 146 3 4 9 18 42 84 Теоретическая подготовка Психологическая подготовка Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) 3 4 9 24 50 84 3 4 8 25 50 84 3 4 4 6 16 20 9. Инструкторская практика - - 4 6 8 10 10. Судейская практика - 4 4 6 8 10 3 4 4 6 16 18 3 4 4 8 17 20 312 416 468 624 832 1040 6. 7. 8. 11. 12. Медицинские, медикобиологические мероприятия Восстановительные мероприятия Общее количество часов в год Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год. Учебно-тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым учебнотренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения необходимости учебно-тренировочного процесса). При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20 % от общего количества часов, предусмотренным учебно-тренировочным планом. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительно образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах, и не должна превышать: На этапе начальной подготовки – двух часов; На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов; На этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; На этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов. При проведении более одного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна превышать восьми часов. В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические , практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика. 7. Календарный план воспитательной работы № п/п 1. 1.1. Направление работы Мероприятия Профориентационная деятельность Судейская практика Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое Сроки проведения В течение года 1.2. Инструкторская практика 1.3. 2. 2.1. … Здоровьесбережение Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; -… Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; -… … Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: В течение года … В течение года - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; -… 2.2. Режим питания и отдыха Практическая деятельность и восстановительные процессы В течение года 2.3 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); -… … … Патриотическое воспитание обучающихся Теоретическая подготовка Беседы, встречи, диспуты, другие (воспитание патриотизма, мероприятия с приглашением именитых чувства ответственности спортсменов, тренеров и ветеранов перед Родиной, гордости за спорта с обучающимися и иные свой край, свою Родину, мероприятия, определяемые уважение государственных организацией, реализующей символов (герб, флаг, гимн), дополнительную образовательную готовность к служению программу спортивной подготовки Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) Практическая подготовка Участие в: (участие в физкультурных - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных мероприятиях и соревнованиях, в том числе в парадах, спортивных соревнованиях церемониях открытия (закрытия), и иных мероприятиях) награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурноспортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; -… … … Развитие творческого мышления Практическая подготовка Семинары, мастер-классы, (формирование умений и показательные выступления для навыков, способствующих обучающихся, направленные на: достижению спортивных - формирование умений и навыков, результатов) способствующих достижению спортивных результатов; … В течение года В течение года … В течение года 4.2. 5. … Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; -… … … … … 8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним Этап спортивной подготовки Содержание мероприятия и его форма Сроки проведения Рекомендации по проведению мероприятий Январь-март … Образовательный антидопинговый онлайн курс для детей Этап начальной подготовки Веселые старты «Честная игра» Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Этапы совершенствова ния спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства Апрель Образовательный антидопинговый онлайн курс для спортсменов Веселые старты «Честная игра» Январь-март … Апрель-июнь Родительское собрание «Роль родителей в процессе формирования антидопинговой культуры Август-сентябрь Образовательный антидопинговый онлайн курс для спортсменов октябрь … Сроки проведения Рекомендации по 9. Планы инструкторской и судейской практики Этап спортивной Содержание мероприятия и его подготовки Этап начальной подготовки Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) Этапы совершенствова ния спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства форма практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных - составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебнотренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; проведению мероприятий Январь-март … Апрель Январь-март … Апрель- май Март-октябрь … 10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств Этап спортивной подготовки Содержание мероприятия и его форма Сроки проведения Рекомендации по проведению мероприятий Январь-март … Этап начальной подготовки формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта Учебно- формирование навыков Апрель Январь-май … тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этапы совершенствова ния спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима Март-октябрь … III. Система контроля 11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях: 11.1. На этапе начальной подготовки: изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень физической подготовленности; овладеть основами техники вида спорта «киокушин»; получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная со второго года для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слова и словосочетания «катав» и «ката-группа»; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации). 11.2 . На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «киокушин» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля; овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «киокушин»; изучить антидопинговые правила; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства. 11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства: повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «киокушин»; выполнить план индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований; получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства. 11.4. На этапе высшего спортивного мастерства: совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; выполнить план индивидуальной подготовки; знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований; ежегодно показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта России» (для обучающихся, не достигших 18 лет); показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания «мастера спорта России международного класса» не реже одного раза в два года (для обучающихся старше 18 лет); достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации; демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях. 12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации. 13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки: 13.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «киокушин» №п/п упражнения Единица измерения Норматив до года Норматив свыше обучения года обучения Мальчики девочки мальчики девочки 1.Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «ката» 1.1. Бег 30 м с не более не более 6,9 7,1 6,2 6,4 1.2. Сгибание и количество не менее разгибание рук в раз 7 4 10 5 упоре лежа на полу 1.3. Смешанное мин., с не более не более 1.4. передвижение 1000 м Бег 1000 м 7.10 мин., с 7.35 не более - - - - не более 6.10 6.30 не менее +2 +3 Наклон вперед из см не менее положения стоя +1 +3 на гимнастической скамье (от уровня скамьи) 1.6. Прыжок в длину с см не менее не менее места толчком 110 105 130 120 двумя ногами 2.Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «весовая категория» 2.1. Бег 30 м с не более не более 6,2 6,4 5,7 6,0 2.2. Бег 1000 м мин., с не более не более 6.10 6.30 2.3. Бег 1500 м мин., с не более не более 8.20 8.55 2.4. Сгибание и количество не менее не менее разгибание рук в раз 1 5 13 7 упоре лежа на полу 2.5. Наклон вперед из см не менее не менее положения стоя +2 +3 +3 +4 на гимнастической скамье (от уровня скамьи) 2.6. Челночный бег с не более не более 3х10,0 м 9,9 9,9 9,0 9,4 2.7. Прыжок в длину с см не менее не менее места толчком 130 120 150 135 двумя ногами 3. Нормативы специальной физической подготовки 3.1. Подтягивание из количество не менее не менее виса на высокой раз 2 3 перекладине 3.2. Подтягивание из количество не менее не менее виса на низкой раз 4 9 перекладине 3.3. Поднимание количество не менее не менее 1.5. туловища из раз 10 9 16 14 положения лежа на спине (за 1 мин) 13.2.Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «киокушин» №п/п упражнения Единица Норматив свыше года измерения обучения юноши/му Девушки/ жчины женщи ны 1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «ката» 1.1. Бег 30 м с не более 6,2 6,4 1.2. Бег 1000 м мин., с не более 6.10 6.30 1.3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа количество не менее на полу раз 10 5 1.4. Наклон вперед из положения стоя на см не менее гимнастической скамье (от уровня +2 +3 скамьи) 1.5. Челночный бег 3х10,0 м с не более 9,6 9,9 1.6. Прыжок в длину с места толчком двумя см не менее ногами 130 120 2. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «весовая категория» 2.1. Бег 30 м с не более 5,7 6,0 2.2. Бег 1500 м мин., с не более 8.20 8.55 2.3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа количество не менее на полу раз 13 7 2.4. Наклон вперед из положения стоя на см не менее гимнастической скамье (от уровня +3 +4 скамьи) 2.5. Челночный бег 3х10,0 м с не более 9,0 9,4 2.6. Прыжок в длину с места толчком двумя см не менее ногами 150 135 3.Нормативы специальной физической подготовки 3.1. Подтягивание из виса на высокой количество не менее 3.2. 4.1. 4.2. перекладине Подтягивание из виса на низкой перекладине 4.Уровень спортивной квалификации Период обучения на этапе спортивной подготовки (до трех лет) раз количество раз 5 не менее - 7 Спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд» Период обучения на этапе спортивной Спортивные разряды – «третий подготовки (свыше трех лет) спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» 13.3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «киокушин» №п/п упражнения Единица Норматив свыше года измерения обучения юноши/му Девушки/ жчины женщи ны 1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины 1.1. Бег 30 м с не более 5,1 5,4 1.2. Бег 2000 м мин., с не более 9.40 11.40 1.3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа количество не менее на полу раз 20 10 1.4. Наклон вперед из положения стоя на см не менее гимнастической скамье (от уровня +6 +8 скамьи) 1.5. Челночный бег 3х10,0 м с не более 7.8 8.8 1.6. Прыжок в длину с места толчком двумя см не менее ногами 190 160 1.7. Поднимание туловища из положения количество не менее лежа на спине (за 1 мин.) раз 39 34 150 135 2.Нормативы специальной физической подготовки 3.1. Подтягивание из виса на высокой количество не менее перекладине раз 10 3.2. Подтягивание из виса на низкой количество не менее 3.1. перекладине раз 4.Уровень спортивной квалификации Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» 10 Программа предусматривает сдачу квалификационных экзаменов на этапах спортивной подготовки: - на начальном этапе должны быть сданы экзамены на 10 и 9 кю; - на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) должны быть сданы экзамены на 8 - 3 кю; - на этапе спортивного совершенствования должны быть сданы экзамены на 2 и 1 кю; IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине) 14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки. Спортивная подготовка по виду спорта «киокушин» осуществляется на следующих этапах спортивной подготовки: 1) этап начальной подготовки; 2) тренировочный этап (этап спортивной специализации); 3) этап совершенствования спортивного мастерства; 4) этап высшего спортивного мастерства. Результаты прохождения спортивной подготовки применительно к этапам спортивной подготовки должны соответствовать целям, поставленным дополнительной образовательной программой спортивной подготовки. Требования к результатам прохождения спортивной подготовки направлены: 1) на этапе начальной подготовки на: - формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; - получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том числе о виде спорта «киокушин»; - формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта «киокушин»; - повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья. 2) на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) на: - формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «киокушин»; - формирование разносторонней общей и специальной физической подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «киокушин»; - обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и формирование навыков соревновательной деятельности; - укрепление здоровья. 3) на этапе совершенствования спортивного мастерства на: - повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности; - обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности; - сохранение здоровья. 4) на этапе высшего спортивного мастерства на: - повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «киокушин»; - обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в условиях соревновательной деятельности; - сохранение здоровья. 15.Учебно-тематический план Этап спортивной подготовки Этап начальной подготовки Темы по теоретической подготовке Объем времени в год (минут) Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: ≈ 120/180 Сроки проведени я История возникновения вида спорта и его развитие ≈ 13/20 сентябрь Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека ≈ 13/20 октябрь Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом ≈ 13/20 ноябрь Закаливание организма ≈ 13/20 декабрь Краткое содержание Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. Знания и основные правила Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом ≈ 13/20 январь Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта ≈ 13/20 май Теоретические основы судейства. Правила вида спорта Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) ≈ 14/20 Режим дня и питание обучающихся ≈ 14/20 Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта ≈ 14/20 … Всего на учебнотренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств … июнь август ноябрьмай … закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. Расписание учебнотренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. … ≈ 600/960 ≈ 70/107 сентябрь Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных История возникновения олимпийского движения ≈ 70/107 октябрь Режим дня и питание обучающихся ≈ 70/107 ноябрь Физиологические основы физической культуры ≈ 70/107 декабрь Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося ≈ 70/107 январь Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта ≈ 70/107 май Психологическая подготовка ≈ 60/106 сентябрьапрель Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта ≈ 60/106 декабрьмай Правила вида спорта ≈ 60/106 декабрьмай силах. Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). Расписание учебнотренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в соревнованиях. Всего на этапе совершенствования спортивного мастерства: спортивных ≈ 1200 Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта ≈ 200 сентябрь Профилактика травматизма. Перетренированность/ недотренированность ≈ 200 октябрь Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося ≈ 200 ноябрь Психологическая подготовка ≈ 200 декабрь Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс ≈ 200 январь Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта ≈ 200 февральмай Этап совершенство вания спортивного мастерства Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта. Понятие травматизма. Синдром «перетренированности». Принципы спортивной подготовки. Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая Восстановительные средства и мероприятия Всего на этапе высшего спортивного мастерства: в переходный период спортивной подготовки структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. ≈ 600 Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности ≈ 120 сентябрь Социальные функции спорта ≈ 120 октябрь Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося ≈ 120 ноябрь Этап высшего спортивного мастерства Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс ≈ 120 декабрь Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта ≈ 120 май Восстановительные средства и мероприятия в переходный период спортивной подготовки и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности … … применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебно-тренировочных мероприятий … V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам 16. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «киокушин» основаны на особенностях вида спорта «киокушин» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «киокушин», по которым осуществляется спортивная подготовка. В случае, если на одном из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа), результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным дополнительной образовательной программой спортивной подготовки, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки. По заявлению обучающегося или одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося возможен перевод такого обучающегося на соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области физической культуры и спорта (при ее реализации). Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки. Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «киокушин» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «киокушин» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «киокушин». VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки 17.1. Материально-технические условия реализации Программы Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры): Наличие тренировочного спортивного зала; Наличие тренажерного зала; Наличие раздевалок, душевых; Наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 №1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий)» включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» ГТО» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный №61238); 17.2. Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки N п/п 1 2 3 4 8 19 10 11 16 18 21 Наименование Гантели переменной массы (от 1,5 до 6 кг) Гири спортивные (16,24,32 кг) Лапы боксерские Макивара Мат гимнастический Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 10 кг) Мешок боксерский Напольное покрытие татами Секундомер Скакалка гимнастическая Скамейка гимнастическая Турник навесной на гимнастическую стенку Единица измерения Количество изделий комплект комплект пар штук штук комплект штук комплект штук штук штук штук 3 1 5 10 5 3 5 1 1 20 2 3 Экипировка № п / Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование Наименование Единица Количеств Этапы спортивной подготовки спортивной измерени о изделий экипировки я Этап УчебноЭтап Этап п начальной подготовк и тренирово чный этап (этап спортивно й специализ ации) совершенс твования спортивно го мастерств а спортивно го мастерств а Сро к эксп луат аци и (лет ) Кол -во Сро к эксп луат аци и (лет ) Кол -во Сро к эксп луат аци и (лет ) Кол -во Сро к эксп луат аци и (лет ) - - 1 2 1 2 1 2 - - 1 2 1 2 1 2 - - 1 2 1 2 1 2 - - 1 2 1 2 1 2 - - 1 2 1 2 1 2 - - 1 2 1 2 1 2 - - - - 1 1 1 1 - - - - 1 1 1 1 - - - - 1 1 1 1 Кол -во 1 2 3 4 5 6 7 8 Жилет нагрудный Защитные накладки на ноги Перчатки (шингары) Протектор паховый Протектор нагрудный (женский) Шлем для киокушин Костюм спортивный парадный Кроссовки легкоатлетически е штук пар пар штук штук на обучающ егося на обучающ егося штук на обучающ егося штук пар 9 Футболка на обучающ егося на обучающ егося на обучающ егося на обучающ егося штук на обучающ егося на обучающ егося 6.4. Кадровые условия реализации Программы: Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 №952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 24.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 №916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054). Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «киокушин», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися). 6.5. Информационно-методические условия реализации ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Программы Интернет-ресурсы: 1. Федеральный закон Российской Федерации №127 от 30.04.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru 2. Единая всероссийская спортивная классификация [Электронный ресурс] – URL: http: // minsport.gov.ru 3. Всемирное антидопинговое агентство [Электронный ресурс] – URL: http: //wada-ama.org 4. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http: // minsport.gov.ru 5. Международный олимпийский комитет [Электронный ресурс] – URL: http: //olympic.ru 6. Министерство физической культуры и спорта Пермского края [Электронный ресурс] - URL: http://sport.permkrai.ru 7. Научно-теоретический журнала «Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]- URL: http://lib. sportedu.ru/press/ 8. Олимпийский комитет России [Электронный ресурс] – URL: http: // olympic.ru 9. Приказ Минспорта России «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «киокушин» от 02.12.2022 года №1122 [Электронный ресурс]. 10. Приказ Минспорта Российской Федерации от 21.12.2022 №1338 «Об утверждении примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «киокушин» Цифровые образовательные ресурсы 1. Видеопортал YouTube, ролики по запросу «киокушин» [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com (Дата обращения 30.12.2022 г.). 2. Сайт Федерации Киокушин России [Электронный ресурс] – URL: https://kyokushin-rus.ru/ (Дата обращения 1.01.2023 г.). 3. Сайт СШ «Киокушинкай» г. Перми [Электронный ресурс] – URL: https://каратэ59.рф/ (Дата обращения 1.01.2023 г.). 4. Видеоканал Федерации Киокушин Пермского края [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/channel/UCRkYQJF5xtiHunv9rcEI6sw/videos (Дата обращения 30.12.2022 г.). 106 5. Общероссийский сайт о контактном каратэ [Электронный ресурс] – URL: http://superkarate.ru (Дата обращения 30.12.2022 г.). 6. Сайт Национальной антидопинговой организации РУСАДА [Электронный ресурс] – URL: https://rusada.ru (Дата обращения 30.12.2022 г.). 7. DVD – «Справочное пособие для самостоятельных занятий. 11 кю.» 8. Внешний накопитель (SeaGate 2 ТБ) с подборкой видео и фотоматериалов. 9. USB-диск (ADATA 64 ГБ) с демонстрационными роликами 32